Главная страница » Лодки ПВХ » Эксплуатация 2-тактного лодочного мотора

Немного об эксплуатации 2-тактного лодочного мотора. Октановое число бензина? Топливная смесь? Выбор масла?

Казалось бы, про эксплуатацию 2-тактного лодочного мотора, как и любого технически сложного устройства, можно и в инструкции прочитать. Можно! Только вот не на все вопросы в этих инструкциях (технических паспортах) можно найти и ответ. Некоторые пункты этих инструкций носят достаточно общий характер и больше похожи на некие рекомендации.

Более того, эти рекомендации могут вызвать и растерянность в правильности их применения. Например, пропорции смешивания бензина и масла, или применения бензина с определённым октановым числом. И это в общем-то нормально. Инструкции не могут учесть все реалии того или иного рынка сбыта и различные условия эксплуатации этих лодочных моторов.

Эксплуатация лодочного мотора

Но всегда хочется, чтобы лодочный мотор не только служил долго и исправно, но и не подвёл на воде в самый неподходящий момент. Поэтому на некоторых пунктах этих инструкций по эксплуатации остановимся чуть подробнее. И хотя рассматривать (так проще и нагляднее) их будем на основе инструкций для 2-тактных лодочных моторов с водяным охлаждением YAMAHA и SUZUKI, но справедливо это будет для моторов и от других производителей. И конечно все нижеприведённые рассуждения и некоторые выводы носят рекомендательный характер и могут расходиться с мнением водомоторников.

1. ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО БЕНЗИНА ДЛЯ 2-ТАКТНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА

Споры о том, какой бензин лить в лодочный мотор существовали и будут существовать. Даже если в инструкции по эксплуатации и будет конкретно указано октановое число рекомендуемого бензина. Только вот не так и часто в этих инструкциях это октановое число увидишь, поэтому и мнения разнятся. Чаще ведь встречается так:

Октановое число бензина

Так какой бензин заливать? АИ-92 или АИ-95? А может другой? Поэтому сначала, что такое октановое число бензина. Октановое число — это единица измерения способности топлива к возгоранию. Чем ниже октановое число, тем выше вероятность, что бензин при движении поршня вверх в цилиндре двигателя (при сжатии) самовоспламенится (без участия искры). Самопроизвольное воспламенение топлива — это детонация. Явление для любого двигателя крайне нежелательное и губительное для его цилиндро-поршневой группы.

Но необходимо и учитывать, что чем выше октановое число, тем выше вероятность, что топливо будет сгорать не полностью. А это и нагар, и коксование, и забрызгивание свечи и т.д. Что также для двигателя весьма вредно. Поэтому выбор марки бензина для конкретного мотора остаётся только за экспериментальным путём. Об этом, кстати, прямо указано и в некоторых инструкциях. Тем более качество бензина может, мягко сказать, отличаться на разных АЗС.

А вот начинать выбор необходимо именно с бензина марки АИ-92. Нет посторонних стуков при работающем лодочном моторе — на нём и останавливаемся. Есть — переходим на АИ-95 с этой АЗС, или меняем саму заправку. А утверждения, что чем выше октановое число, тем будет выше мощность лодочного мотора — не более, чем миф. Стандартные лодочные моторы не проектируются для запредельных давлений в камерах сгорания, а значит и для снятия максимальных мощностей с применением высокооктанового бензина. Поэтому, в подавляющем большинстве, для эксплуатации в штатном режиме 2-тактного лодочного мотора достаточно качественного бензина марки АИ-92 с проверенной АЗС.

И ещё. Вполне возможно смешивание бензина разных марок. Например, подготовили топливную смесь (бензин + масло) на основе АИ-92, но появился посторонний стук (детонация). А выливать не хочется! Если добавить топливную смесь на основе АИ-95, то октановое число повысится, а значит и вероятность детонации, уменьшится.

2. ГОТОВИМ ТОПЛИВНУЮ СМЕСЬ ДЛЯ 2-ТАКТНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА

С подготовкой топливной смеси также не всё однозначно. Разные производители лодочных моторов — разные рекомендации в инструкциях. И эти рекомендации вполне могут и озадачить, если соотношение бензина и масла различаются аж в 2-а раза! Для примера:

Варианты пропорций топливной смеси

Сложно объяснить такие большие различия в приготовлении топливной смеси как в период обкатки, так и при дальнейшей эксплуатации лодочного мотора. Поэтому исходим из того, что кроме некоторых лодочных моторов (или некоторых версий инструкций) YAMAHA, такие пропорции (100:1) бензина и масла встретить у других производителей практически невозможно. А значит всё же за основу принимаем соотношение 25:1 — в период обкатки и соотношение 50:1 — после обкатки. Эти пропорции топливной смеси и используем при эксплуатации 2-тактного лодочного мотора с водяным охлаждением от любого производителя.

Для наглядности (основные тары емкостей для смешивания). Смесь — 25:1 означает, что на 1 часть масла необходимо 25 частей бензина. Смесь — 50:1 означает, что на 1 часть масла необходимо 50 частей бензина:

Рабочие пропорции топливной смеси

В зависимости от режима эксплуатации лодочного мотора, соотношение топливной смеси допустимо, а иногда и необходимо, изменять. Чем больше нагрузка на мотор, тем больше масла возможно добавить для топливной смеси. Например, при длительных переходах на максимальной мощности мотора или с максимальной загрузкой лодки. При таких режимах эксплуатации, пропорции возможно и чуть изменить, например, до 40:1.

Учитываем, что 2-тактные лодочные моторы с водяным охлаждением рассчитаны на высокие обороты. Поэтому в режиме медленного длительного перемещения по водоёму, например, при ловле троллингом, количество масла возможно и уменьшить, вплоть до 75:1. Или, по крайней мере (не доливать же чистый бензин, если уже пропорция 50:1), чередовать медленное перемещение с режимом вывода мотора на полную мощность. Например, 50 минут троллинга, 10 минут — полный газ. Или периодически (1 раз в 20-30 мин) кратковременно (3-5 сек) перегазовывать мотор. Это необходимо для полного сгорания избыточной топливной смеси. А значит, для уменьшения образования нагара, коксования поршневых колец и других многочисленных и нежелательных воздействий на лодочный мотор в таком режиме.

Возможные пропорции топливной смеси

И недостаток масла, и его избыток негативно сказываются на ресурсе лодочного мотора. Поэтому к отклонению от рекомендованной производителем пропорции топливной смеси необходимо подходить весьма осторожно. Независимо от того на какой основе оно изготовлено — минеральной или синтетической.

И конечно важно, чтобы приготовленная смесь долго не хранилась. Это приводит к потере её свойств, а значит может привести к поломке двигателя. Точный срок хранения назвать сложно. Упоминается и 30 дней, и не более 2-х недель. Зависит и от тары, и от условий хранения, и от качества бензина и масла. Особенно это заметно, если тара прозрачная (например, пластиковая бутыль) и находится под прямыми солнечными лучами. Даже цвет у такой топливной смеси может измениться.

3. МАСЛО ДЛЯ 2-ТАКТНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА

Опять же, если обратиться к инструкции по эксплуатации лодочных моторов, то производители рекомендуют масло или своего бренда, или определённого производителя или масло, сертифицированное по определённому международному стандарту NMMA (Национальная Ассоциация водной техники).

Чаще это стандарт ТC-W3, реже предыдущий — TC-WII. Но это совсем не значит, что для лодочного мотора (без системы «автомикс») масло, которое стандартизовано по более раннему регламенту — TC-WII, менее подходит. Кроме требований к смазочным (очищающим, защитным и т.д.) свойствам масла, существуют ещё и требования к уровню загрязнения окружающей среды. Да, у стандарта ТC-W3 требования к маслу жёстче. Но тем не менее, та же YAMAHA, выпускает масла, которые сертифицированы по TC-WII. Для примера, масло YAMALUBE 2-М — стандарт ТC-W3, масло YAMALUBE 2 — стандарт ТC-WII:

Масло Yamalube

Обращать внимание на упоминание современного и самого распространённого стандарта ТC-W3 на упаковке с маслом обязательно. Просто потому, что он будет служить одним из подтверждений, что это масло для моторов с жидкостным охлаждением, прошло некие испытания и сертификацию, а значит оно качественное. Более того, масло стандарта ТC-W3 отвечает всем требованиям других стандартов, которым может соответствовать масло для 2-тактных лодочных моторов — API Service TC, JASO FD, ISO-L-EGD.

И тогда будет не столь и важно какой производитель указан на канистре. Да, масла от разных производителей отличаются основой и присадками. Одни производители уделяют большее внимание на уменьшение нагара и отложений (зольность), другие на антикоррозионные свойства, третьи — на экологические нормы и т.д. Но главное то, что все масла стандарта ТC-W3 качественные, подходят для любого 2-тактного лодочного мотора с водяным охлаждением и ему не навредят.

А утверждения о дымности или забрызгивания свечей, при использовании того или иного оригинального (чаще минерального) масла, больше указывают на режимы эксплуатации мотора, чем характеризуют качество масла. Но если это критично, то переход на масло на синтетической основе эти замечания снимет. Синтетические масла сгорают лучше, а значит копоти меньше в любых режимах работы лодочного мотора. Хотя стоимость масел на синтетической основе будет выше, чем на минеральной.

И смешивать топливные смеси с такими маслами на одной основе возможно. Т.е., если смесь на минеральном масле стандарта ТC-WII, то его вполне можно смешать со смесью на минеральном масле стандарта ТC-W3. Также можно смешивать масла ТC-W3 на одной основе и от разных производителей. Например, закончилась та или иная упаковка с маслом.

Подготовка топливной смеси

А вот смешивать масла стандарта ТC-W3 на разной основе — минеральное и синтетическое, не рекомендуется. Это совсем не значит, что сразу произойдёт поломка мотора. Нет. Ни расслоения по фракциям, ни свёртывания, ни каких-либо хлопьев не будет на свежей топливной смеси. Кстати, также, как и при замене (переходе) с минералки на синтетику в автомобиле. Но и пользы естественно не будет. «Полусинтетику» не получим. Получим масло, которое будет не соответствовать рекомендациям производителя. Как кратковременный, разовый или вынужденный, такой вариант вполне возможен. Но не на постоянной основе.

Удобства прибавляет и синий цвет масла стандарта ТC-W3 (хотя такой цвет и не у всех производителей, например, SUZUKI — жёлтый). Его хорошо видно в канистрах красного цвета, которыми комплектуются большинство лодочных моторов. Так проще отличить готовую смесь от чистого бензина. И конечно в заключение отметим экологичность масел стандарта ТC-W3. Они распадаются в воде, поэтому наиболее безопасны для окружающей среды. И это далеко немаловажно. Масляная плёнка на водной поверхности, оставляемая лодочным мотором, вред приносит всем и всему.

Удачной рыбалки!

Полезные ссылки:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий