Многие рыбаки при выборе якоря для надувной лодки ПВХ поступают достаточно просто. Берут подходящий камень, кирпич, трак от гусеницы трактора или что-то другое и тяжёлое. И используют «это» вместо якоря. За дно водоёма цепляется и хорошо. Можно конечно и так!
Но, во-первых, вес такого «якоря» может быть явно избыточен. Например, вес приведённого на фотографии трака — 7,7 кг. А это уже серьёзный вес при активной рыбной ловле и активного перемещения на лодке по водоёму. Опускать руками и особенно поднимать такой тяжёлый «якорь», то ещё удовольствие. Во-вторых, чем-то бесформенным и угловатым легко и лодку повредить. Ну и, в-третьих, совсем не эстетично смотрится якорь в виде, например, кирпича в металлическом ведре в современной и красивой лодке!
Поэтому рассмотрим якоря, которые не только наиболее подходят для лодок ПВХ, но и в магазинах чаще встречаются. …Только вот какой якорь для лодки ПВХ выбрать? Конструкция? Вес? Вариантов якорей существует предостаточно. Их цель вполне понятна — обеспечить надёжную фиксацию на грунте, уверено противостоя ветру и течению. А ещё желательно, чтобы такой якорь был компактным, не тяжёлым, легко снимался с зацепов, не ржавел и стоил недорого.
Вес якоря для лодки ПВХ
Но прежде остановимся на весе якоря. Хотя вес — это всё же весьма условный параметр при выборе якоря и его подбор зависит от многих условий. Это и дно (характер грунта) водоёма, и сила течения, и вес снаряжённой лодки, и её парусность, и т.д. Считается, что подобрать минимальный вес якоря можно по одной из следующих упрощённых формул:
- Вес якоря должен быть равным одной десятой веса снаряжённой лодки. Например, вес лодки вместе с грузом и пассажирами — 300 кг. Значит, якорь должен весить не менее 3 кг.
- Вес якоря составляет 1-2 процента от длины лодки. Т.е. 1 метр лодки = 1 кг веса якоря. Например, длина лодки 300 см. Значит, якорь для лодки должен весить также не менее 3 кг. А точнее от 3-х до 6-и кг.
Возможно, что при определённых рыболовных условиях и на определённых якорях эти формулы и верны. Но тогда сразу напрашивается вопрос о необходимости изобретения и применения всего многообразия видов и модификаций якорей, которые в настоящее время существуют.
И вес во всех якорях будет лишь одной из составляющих, которая влияет на удерживающую способность якоря. А эта удерживающая способность якоря складывается и из наличия и видов форм лап, и наличия штока и веретена, и наличия цепи, и коэффициента держащей силы якоря определённой конструкции на разном грунте, и т.д. Поэтому вывод не сложен. Если вес является одной из составляющих удерживающей способности якоря, то чем тяжелее якорь, тем его удерживающая способность выше при любой его конструкции.
Но излишне тяжёлый якорь для лодки может удовольствие от рыбалки и испортить. Совсем не просто доставать руками тяжёлый якорь с большой глубины. Особенно при активной рыбалке. Поэтому к максимально рекомендуемому весу (2-а процента от длины лодки) необходимо подходить осторожно. И выбирать для той же 3-х метровой лодки якорь весом в 6 кг, явный перебор. А вот выбрать вес якоря с небольшим запасом примерно на 20-30 процентов тяжелее минимально рекомендуемого (1-го процента от длины лодки), оптимально. Например, для той же лодки длиной в 3 м, веса якоря в 3,5-4,0 кг вполне достаточно.
И с минимальным весом якоря конечно не хотелось бы ошибиться. Поэтому для надувной лодки ПВХ, даже если она длиной и менее 3 м, выбирать якорь весом менее 3 кг тоже не стоит. Даже если нет течения, то с порывами ветра такой якорь может и не справиться. Небольшой запас всегда не помешает.
Виды (типы) якорей для лодки ПВХ
При всём многообразии существующих видов якорей, их выбор для надувных лодок в обычных рыболовных магазинах не столь и широк. Чаще можно встретить 3-и конструктивных решения (группы якорей) и их различных модификаций:
- Якорь «Кошка»,
- Якорь Матросова (Дэнфорда, Холла),
- Якорь «Гриб» (грибообразный формы).
Якорь «КОШКА»
Ну кто ж не видел этот якорь. Вероятно, самый распространённый якорь для надувных лодок. Модификаций такого якоря множество, особенно в части складывания лап. Такой якорь удобен при транспортировке и не занимает много места как в лодке, так и при транспортировке в автомобиле.
Хотя на конструктивные решения по складыванию лап необходимо обращать повышенное внимание. Легко складывающие лапы могут сложиться не в самый подходящий момент. Например, при ударе о дно водоёма. И это, в-первую очередь, касается широко распространённого якоря из оцинкованного чугуна. Поэкспериментируйте с ним на берегу, и все недостатки сразу увидите. С таким якорем никогда не покидает мысль о правильности его расположения на дне водоёма. Не сложился ли? Хотя и удобен в своей простоте складывания этих лап.
Но и при фиксированной конструкции лап у якоря «Кошки» недостатков хватает. Особенно при частом перемещении по водоёму. Например, при активной спиннинговой ловле. Или смириться с его громоздкостью в рабочем положении и перемещаться так в лодке. Или каждый раз что-то откручивать-нажимать и складывать лапы якоря, теряя время.
Якорь «Кошка» неплохо работает на мягком песочном или илистом донном грунте, если сможет в него погрузиться лапами. Или цепляется за препятствия на дне водоёма и этим зацепом останавливает передвижение лодки. Но он не обладает большой удерживающей силой, особенно на твердом грунте и без зацепа.
Для примера — конструкция такого якоря не стандартизирована, что уже говорит о его применении в крупном судоходстве. Конечно для лодок ПВХ стандартизация совершенно не важна, но всё же. Там такой якорь используется именно как «кошка» или трал — для траления каких-либо предметов, которые находятся на дне. Т.е. у якоря «Кошки» вполне определённая и вполне важная ниша — захламлённое дно.
Якорь «Кошка» чаще всего обладает возможностью освобождения при глухом зацепе (как кстати и любой якорь с верхним и нижним кольцом на веретене — на тренде). Для этого трос крепится узлом не к верхнему, а нижнему (под лапами) кольцу якоря. Трос не пропускается через верхнее кольцо, а только крепится к нему с помощью, например, петли из отрезка тонкой проволоки или пластикового хомута. При глухом зацепе достаточно резко дёрнуть за трос, петля рвётся, якорь переворачивается лапами вниз и освобождается.
Якорь МАТРОСОВА (ДЭНФОРТА, ХОЛЛА)
А если точнее, то в продаже можно увидеть модифицированные конструкции якорей Матросова, Дэнфорта или Холла. А это уже известные сертифицированные (например, ГОСТ 8497-78 «Якорь Матросова. Технические условия») и в чем-то между собой похожие якоря, которые широко применяются в большом судоходстве. Конечно конструкции таких якорей в рыболовных магазинах не в точности соответствует требованиям, например, ГОСТ 25496-82 «Якоря повышенной держащей силы. Технические условия». Для примера:
Но это и не надо для лодок ПВХ. А вот то, что в этих конструкциях используются технические решения и идеи, которые заложены в известных якорях, уже хорошо. И даже простейшие модификации таких якорей, пусть и с определённой долей условности, относятся к якорям повышенной держащей силы.
Для информации: Если лодка подпадает под действие требований ГОСТ Р 51722-2001 «Суда малые. Нормы снабжения якорями, якорными цепями, якорными, швартовыми и буксирными канатами», то выбор конструкции якоря будет очевиден. И хотя стандарт не распространяется на надувные лодки, но интересен указанием применения якорей именно повышенной держащей силы:
Какие-то конструкции таких якорей в большей мере, какие-то в меньшей, но лодку ПВХ они держат вполне уверено на различных водоёмах и с различным грунтом. Конечно в мягкий грунт лапы якоря заглубляются легче, но и на твердом грунте такая конструкция вполне работает.
А различий в конструкции этих лап предостаточно. И острые, и длинные, и широкие, и ближе к веретену, и дальше, и с различным углом отклонения и т.д. Однозначно утверждать, что именно вот эта конструкция якоря обладает наиболее высокой удерживающей способностью достаточно сложно. Но то, что габариты при складывающейся конструкции лап такого якоря невелики, это да. А значит в небольшой лодке ПВХ он не будет занимать много места. И конечно желательно, чтобы отклонение лап относительно оси, на которой они закреплены, было возможно, как в одну, так и в другую сторону. Это упрощает якорю принять на грунте рабочее положение.
На многочисленных модификациях таких якорей чаще установлены 2-а кольца в верхней и нижней части веретена (на тренде). Или на самом веретене якоря установлено специальное перемещаемое кольцо. А значит такие якоря обладают возможностью высвобождения при глухом зацепе, как и якорь «Кошка», что также немаловажно.
Якорь «ГРИБ» (грибообразной формы)
Наименований у таких якорей может быть множество — «Гриб», «Ромашка», «Речной», «Лепестковый» и т.д. И объединяет их именно форма в виде гриба. Якоря грибообразной формы — это обобщённое наименование целой серии подобных якорей. Работают они на дне водоёма одинаково — возможность их всасывания в грунт. Если есть лепестки (лапы), то ещё и на возможности зацепа. Отверстия в таком якоре весьма желательны. Они не только ускоряют процесс всасывания в грунт, но и облегчают его поднятие на борт лодки. Вода через эти отверстия легко уходит, а остатки грунта вымываются.
Такие якоря отлично работают на мягком песчаном и илистом грунте. Но на твёрдом грунте удерживающая способность таких якорей будет зависеть только от их веса. Возможность зацепиться за твёрдое дно невысока. И это видно уже по их конструкции. Якорь популярен у рыбаков потому, что занимает мало место в лодке и не имеет подвижных частей, которые могут лодку повредить. Часто такие якоря ещё и покрывают плёнкой (краской) ПВХ, что практично.
Особенно интересны конструкции грибовидных якорей, в которых возможно обратное действие веретена. Грибовидные якоря хотя и намного меньше склонны к глухому зацепу за препятствия на дне водоёма, но такая вероятность всегда существует. И если есть 2-ое кольцо на другом конце веретена (на тренде), то на такую конструкцию необходимо обратить повышенное внимание при выборе.
Итого:
Задача якоря вполне понятна — удержать лодку на время рыбной ловли. Но вот найти оптимальное решение всё же непросто. Для одних рыбаков необходим якорь, который если уж забросили, то он должен «намертво» держать лодку. А как по-другому, если ловим, например, на «кольцо» или «яйца». Важно с этого прикормленного места не смещаться. А вот если идёт активная спиннинговая рыбная ловля, то небольшое смещение лодки не столь и существенно. Да и якорь желателен полегче. Тише опустил, быстрее достал — быстрее сместился на новое место. Поэтому выбор того или иного якоря во многом всё же индивидуален. И если учесть, пусть и не полностью, основные приоритеты при выборе якоря, то можем получить такую таблицу:
В таблицу сведены требования к якорям из 3-х вышерассмотренных видов. И оценки проставлены 3-и — «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно». Одинаковых нет. В любом случае конкретный тип якоря будет лучше или хуже другого подходить для решения определённой рыболовной задачи. Конечно оценки усреднены, и каждый рыбак может их изменить в зависимости от своих личных требований или расставленных приоритетов. Да и в конструкции якоря могут быть существенные различия. Но в выборе первого якоря могут быть полезны.
Немного о выборе каната (фал, трос, верёвка) для якоря
Для надувной лодки ПВХ наиболее оптимальный вариант — это полипропиленовая плетёная 16-ти прядная верёвка с сердечником. Наиболее распространённый и удачный вариант, широко представленный в рыболовных магазинах. Эластична, не тянется, не намокает, прочна и долговечна. Если якорь для лодки 3-4 кг, то диаметр — 6 мм. Если тяжелее — 8 мм. Чем больше диаметр верёвки, тем меньше она режет руки при вытаскивании якоря. Но чем толще верёвка, тем она более жесткая. А значит и на мотовило ложится хуже и намотка более габаритная, а значит и места больше занимает.
Для тяжёлого якоря используем для намотки верёвки мотовило с ручкой. Так легче управляться с якорем при его спуске и поднятии. Для лёгкого якоря достаточно простейшего (возможно и самодельного), подходящего по размеру и более компактного мотовила без ручки. Длина верёвки — в 2,5-3 раза должна превышать глубину, на котором планируется рыбная ловля. Например, если глубина 10-12 метров, то 30-ти метровой размотки вполне достаточно. Лишняя верёвка на мотовиле удобств в небольшой лодке не прибавляет. А вот удлинить её, всегда возможно.
Применение различных цепей на якорной верёвке в небольшой надувной лодке — только при крайней необходимости. А именно тогда, когда якорь совсем уж неуверенно держит. Лучше на первоначальном этапе подобрать необходимый по конструкции и по весу якорь для лодки, чем потом цепями добиваться его надёжной работы.
Заключение
Конечно, рассмотрением только этих наиболее популярных 3-х групп якорей, их выбор не ограничивается. Существуют и многочисленные разновидности якорей типа «плуг» (Брюса), «прилипала» и т.д. Но эти якоря реже встречаются в магазинах. А если и приобретаются рыбаками, то для решения вполне определённых задач, …или для эксперимента.
Например, приобретать якорь для лодки ПВХ, основанный на эффекте прилипания к мягкому или гладкому грунту, в качестве первого, основного и единственного, достаточно спорное решение. Всё же хочется, чтобы якорь был как можно более универсален. Поэтому в рыболовных магазинах, и вполне обоснованно, чаще встречаются вышерассмотренные 3-и вида якорей.
Удачной рыбалки!