Выбираем электрический насос для надувной лодки

Лодки ПВХ

В базовой комплектации каждой надувной лодки (резиновой или ПВХ) входит механический насос. Чаще это ножной насос типа «лягушка». Если лодка обычная гребная небольшая (до 3 метров) и с небольшими по объёму баллонами, то его вполне хватает. Но вот если лодка под мотор и размеры её побольше, да ещё и с дном высокого давления Airdeck, то начинаются сложности. Точнее, возрастают трудозатраты и увеличивается время, чтобы подготовить такую лодку в рабочее состояние.

Ножной насос для лодки

Конечно, если лодка перевозится на прицепе, а значит и подготавливается до рыбалки, то можно и на механическом насосе остановиться. Один раз в сезон накачали и далее только подкачиваем при необходимости. Механический ножной насос для лодки справится и с высоким давлением. Но если лодка перевозится в багажнике автомобиля и каждый раз собирается и разбирается на берегу, то явно хочется все эти трудозатраты и время на подготовку лодки минимизировать. И тогда без электрического насоса не обойтись. Только вот какой выбрать?

Различия электрических насосов

Электрических насосов для надувных лодок существует предостаточно. И характеристик у них немало. И если уж решили приобрести электрический насос для лодки, то с этими характеристиками необходимо разобраться. Чтобы потом не жалеть, что совсем не бюджетному устройству где-то не хватает функциональности.

Параметры электрических насосов

В качестве примера рассмотрим характеристики электрических насосов производителей, продукция которых наиболее часто встречается на различных торговых площадках. По крайней мере обобщить эти характеристики под свои требования и затем уже выбрать оптимальный насос, даже совершенно иного производителя, они позволяют.

Но прежде чем выбирать электрический насос, вспоминаем характеристики или читаем инструкцию к надувной лодке, под которую он приобретается. А точнее сначала выясняем рекомендуемое максимальное давление в элементах лодки.

Давление воздуха

Важнейший параметр при выборе насоса для лодки. Часто указывается, как «Давление воздуха 2-ой ступени». Именно этот параметр указывает на максимальное давление воздуха, которое может достичь электрический насос. Поэтому в первую очередь, обращаем внимание на рекомендуемое давление для элементов лодки (баллоны, днище, надувной киль, фальшборт, надувные банки и т.д.). Модели лодок конечно разные, поэтому и рекомендуемое давление (1 мБар = 0,000987 атм = 0,0145 psi = 100 Па) может лежать в весьма широком диапазоне. Для примера:

Пример значений давления в элементах лодки

Для большинства надувных лодок ПВХ усреднённые значения необходимого давления находятся в диапазоне:

  • Баллоны лодки — 200-250 мБар (0,20-0,25 атм),
  • Надувное дно низкого давления (НДНД) или киль — 300-350 мБар (0,30-0,35 атм),
  • Надувное дно высокого давления (Airdeck) — 750-800 мБар (0,75-0,80 атм).

И если выбираемый насос перекрывает рекомендуемые значения давления надувных элементов лодки, то выбор конечно за ним. Но и про перспективы не забываем. Например, если сейчас лодка пайольная и ей насоса с максимальным давлением в 300 мБар вполне хватает, то для лодки с НДНД этого значения может быть и недостаточно. И именно этого «чуть-чуть» может и не хватить, чтобы такая лодка полностью раскрыла весь свой потенциал.

Давление в лодке и SUP-доске

Поэтому выбор электрического насоса с максимальным давлением в 800 мБар наиболее оптимальное решение практически для любых лодок ПВХ. Давление выше этого значения востребовано уже на совершенно иных надувных изделиях, например, SUP-доски. Если есть и лодка ПВХ и SUP-доска, то значит рассматриваем насосы с давлением порядка 1000 мБар. Но максимальное давление, хотя и важнейший, но далеко не единственный параметр для выбора функционального электрического насоса.

Количество ступеней (камер)

Электрические насосы бывают одно и двухступенчатые. Двухступенчатый насос оснащён 2-мя помпами различной производительности. Первая (турбина) большой производительности накачивает баллоны задавая объём. Вторая (поршень) необходима для достижения баллонами требуемого высокого давления. Соответственно одноступенчатый насос оснащён или только турбиной, или только поршневым механизмом.

Безусловно, двухступенчатый (двухкамерный) электрический насос более предпочтителен для лодки любого размера. Распределение нагрузки на две помпы (турбина, поршень) всегда положительно сказывается на ресурсе электрического насоса.

Производительность 1-ой ступени

Чем выше производительность 1-ой ступени (турбины), тем быстрее поднимем лодочные баллоны. И поднимем мы их до давления примерно в 40-80 мБар (у одних производителей чуть выше, у других чуть ниже). На этом значении возможности турбины заканчиваются. Для большинства двухступенчатых электрических насосов производительность 1-ой ступени лежит в пределах 400-500 л/мин. Этих значений вполне достаточно, чтобы быстро поднять баллоны даже у весьма габаритной лодки. Только вот давление нам необходимо, как минимум в 200-250 мБар.

Центробежный насос для лодки

Поэтому применение недорогих турбинных (центробежных) насосов типа «улитка», ограничено. Они больше подходят для надувных матрасов, «ватрушек», мячей и других игрушек. Или в качестве комбинации двух отдельных устройств — турбинный насос и механический ножной насос (или автомобильный компрессор). Где турбинный насос создаёт начальный объём лодки (1 ступень), а механический насос или компрессор — необходимый (2 ступень). Такие комбинации широко распространены, вполне работоспособны, …но неудобны.

Производительность 2-ой ступени

К этому параметру необходимо подходить более внимательно. Если насос двухступенчатый, то показатель производительности 2-ой ступени в 160 л/мин или в 200 л/мин, важен, но не столь и критичен. Да, чем меньше производительность, тем дольше будет работать поршневая система (2-ая ступень) насоса. Но не настолько, чтобы существенно повлиять на её преждевременный износ. Ведь баллоны уже подняли центробежной системой (1-ая ступень).

А вот если насос высокого давления и одноступенчатый, то его производительность чаще указывается именно в графе производительности 2-ой ступени. Ведь в таких одноступенчатых насосах работает только одна поршневая система. А это весьма важный параметр. И здесь уже важно, 70 л/мин или 160 л/мин качает поршневой механизм. Важно и как быстро накачаем лодку, и, главное, как долго он будет работать, чтобы эту лодку накачать.

Время работы насоса для лодки

Часто на электрических насосах можно увидеть предупреждение, что насос должен работать без перерыва не более 15 мин и далее его необходимо выключить на 20-30 мин. И эту рекомендацию необходимо соблюдать. Так уж устроены такие насосы, что смазывать их производитель НЕ рекомендует (концентрация песка, грязи и другого абразива на этой смазке). А если нет смазки, то трущиеся элементы поршневой системы при работе насоса конечно будут нагреваться. И это значит, что охлаждение (выключение) насоса обязательно.

А вот успеет такой насос накачать лодку за 15 минут работы зависит и от размеров лодки и от его производительности. Поэтому одноступенчатый насос с производительностью поршневой системы в 70 л/мин или даже в 160 л/мин весьма сомнительный выбор для лодки. Даже если лодка ПВХ и не столь большого размера (3,20 м — 3,40 м).

Давление SUP-доски

Такой одноступенчатый насос высокого давления более подходит для накачивания небольших по объёму надувных изделий. Например, надувных SUP-досок (сапборд). Объём досок небольшой, а рекомендуемое для них давление высокое — 1000-1300 мБар (1,0-1,3 атм). Или, как вариант, применение в комбинации с центробежным насосом. Центробежным насосом подняли баллоны, одноступенчатым поршневым достигли необходимого давления. Т.е. некий вариант замены автомобильного компрессора. Но как уже и сказали, это хотя и вполне работоспособные комбинации, но не очень удобные. Да и стоимость таких 2-х устройств будет уже приближаться к стоимости двухступенчатого насоса.

Регулятор давления

Не все электрические насосы оснащены регулятором давления, которое необходимо достигнуть в баллонах лодки. Хотя и оснащены манометром. Есть модели насосов, требующие обязательного контроля за накачиванием. Даже если они и двухступенчатые.

Регулятор давления насоса для лодки

Давление по манометру видим, но требуется дополнительные действия — выключить насос после достижения первоначального давления, перевести переключатель в другое положение, контролировать окончательное давление и т.д. А это явно неудобно уделять столько внимания контролю за накачиванием лодки.

Автоматическое отключение

Поэтому обращаем внимание не только на наличие манометра на насосе, а на возможность отрегулировать максимальное давление. И, главное, на возможность автоматического отключения насоса, когда это максимальное давление будет достигнуто. Не так и важно, какой манометр установлен на электрическом насосе — цифровой дисплей, стрелочный аналоговый или механический (небольшое колёсико). Все они выполняют свою задачу.

Манометр электрического насоса для лодки

А информация об уже достигнутом промежуточном давлении не столь и необходима. И даже невзрачное, на первый взгляд, механическое колёсико для установки давления может ещё и стать преимуществом перед более красивыми цифровыми или аналоговыми манометрами. По крайней мере проще и повредить его труднее. А условия на рыбалке бывает разные.

Режим скачивания

Как правило, в двухступенчатых электрических насосах этот режим всегда есть, в одноступенчатых — нет. И обусловлено это наличием или отсутствием ступени с центробежным насосом, который и откачивает воздух в баллонах. Безусловно такая возможность полезна. Особенно с лодками, которые перевозятся на рыбалку в багажнике автомобиля, а не на прицепе.

Режим скачивания насоса для лодки

Режим скачивания позволяет не только лодку быстрее скачать и упаковать, но и транспортные размеры её в сложенном состоянии минимизировать. Но контролировать процесс скачивания необходимо обязательно. В этом режиме электрический насос автоматически не отключается. А если он создаст вакуум, то обязательно выйдет из строя. Для скачивания лодки достаточно присоединить шланг в другое отверстие на электронасосе. Два отверстия чаще (но не всегда) и указывают, что в выбираемом насосе есть режим скачивания.

Аккумулятор

Наличие встроенного аккумулятора в электрическом насосе для лодки ПВХ может и интересно, но далеко не обязательно. Внешний аккумулятор, который возможно подключить к насосу с помощью клемм типа «крокодил», не менее удобен. Тем более в такой конструкции выбор не ограничивается только аккумуляторами, которые по габаритам подходят во встроенный аккумуляторный отсек насоса.

Ничего не мешает, например, использовать пусть и старый, но ещё работоспособный автомобильный аккумулятор. Или приобрести наиболее подходящий. А может и для эхолота такой уже используется (6-7 А/час)? Или подключиться к аккумулятору автомобиля. …Хотя это не самый лучший вариант.

Максимально потребляемый ток

Подключение электрического насоса для лодки к автомобильному аккумулятору должно быть весьма взвешенным и осторожным. Максимально потребляемый ток лодочных электронасосов лежит в широких пределах. В некоторых моделях он достигает немалых 20 А. Любое неловкое движение может доставить досадные неприятности с автомобилем. И выход из строя плавкого предохранителя будет не самой большой проблемой.

Особенно если планируем использовать штатный разъем прикуривателя. Не забываем, что через гнездо прикуривателя рекомендуется подключать внешние устройства с общим потреблением тока порядка 10 А, т.е. мощностью 120 вт. А это не так и много.

Потребляемый ток насоса для лодки

И если в насосе не предусмотрена возможность подключения к гнезду прикуривателя, то и не надо экспериментировать, и что-то модифицировать. Более того, даже если она есть, прежде чем подключить насос, необходимо отключить из гнезда прикуривателя иные внешние устройства. Например, радар-детектор, видеорегистратор и т.д. Дополнительное устройство — значит дополнительная нагрузка на бортовую сеть. И завести двигатель автомобиля для исключения разрядки аккумулятора.

Рекомендация при подключении насоса

Что электронасос для лодки ПВХ, что автомобильный компрессор (тот же поршневой насос) такие рекомендации обязательно предусматривают. Вне зависимости от того в гнездо прикуривателя подключаем электронасос или непосредственно к клеммам автомобильного аккумулятора. Но конечно самый безопасный для автомобиля вариант, это подключить электрический насос к отдельному внешнему аккумулятору.

Заключение

Конечно на выбор электрического насоса для лодки будут влиять индивидуальные требования рыбака. И лодки разные, и задачи разные, и финансовые возможности различаются. Но всё же, если уж решено приобрести электрический насос, то хотелось бы, чтобы он наиболее полно соответствовал предъявляемым требованиям. А значит электрический насос для лодки ПВХ должен быть, как минимум:

  • 2-х ступенчатый,
  • Достигать при накачивании давления не менее 800 мБар,
  • С возможностью регулировать давление и автоматически отключаться при достижении установленного,
  • С режимом скачивания.

А вот максимум достичь сложно. Конечно хорошо бы, чтобы и давления хватало для SUP-доски (мало ли будет приобретаться), и многочисленные переходники для различных клапанов не помешают, и несколько шлангов лишними не будут, и встроенный аккумулятор пригодится. А ещё хотелось, чтобы он был надёжен и ремонтопригоден. И, чтобы запчасти для него можно было свободно найти и т.д. Но если максимума достичь всегда сложно, то ограничиться минимальными требованиями и при этом приобрести функциональный электрический насос для лодки, вполне возможно.

Удачной рыбалки!

Уловистое место
Добавить комментарий