Главная страница » Лодки ПВХ » Выбираем лодку ПВХ

Итак, решили — нужна лодка! Но какая? …Выбираем лодку ПВХ

Итак, решили — нужна лодка! И хотелось бы, чтобы не только для рыбалки, а и для отдыха с семьёй была в самый раз, да и одному иногда выехать неплохо бы было! Только вот какая? Резиновая? ПВХ? Под мотор? С подвесным или стационарным транцем? С пайолом из водостойкой фанеры? Или с надувным дном низкого давления (НДНД)? Или с Airdeck’ом? А длина? …Вопросов масса! Разнообразие характеристик могут ввести в заблуждение любого. Вот и попробуем с ними разобраться, хотя бы частично. Именно частично. Полностью в одной статье не получится, слишком много тонкостей и условностей в каждом параметре.

Лодка ПВХ

Выбираем лодку ПВХ для рыбной ловли

Определимся сразу, что:

  • Лодка выбирается под бензиновый мотор. Для вёсельных лодок многие требования значительно упрощаются. А применение электромотора не внесёт существенных изменений при выборе лодки.
  • Лодка, а точнее её мореходность, выбирается для малых и средних водоёмов с высотой волны около полуметра. Для больших водоёмов с высокой волной и резкой сменой погоды требования к лодке значительно повышаются и усложняются.
  • Лодка по форме классическая. Различные катамараны, тримараны, надувные байдарки под мотор, РИБ и т.д., не рассматриваем.

1. ФОРМУЛИРУЕМ ДЛЯ СЕБЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Приобретая лодку, всегда хочется получить некий универсальный вариант, который бы подошёл и для рыбалки, и для отдыха. И ещё желательно на различных водоёмах. Понятно, что полностью универсальный вариант выбрать не получится. А вот наиболее оптимальный рассмотреть вполне возможно. И уже полученный некий усреднённый вариант можно будет подкорректировать уже под свои конкретные задачи и желания.

Конструкция лодки ПВХ

Поэтому сначала попробуйте, хотя бы приблизительно, для себя сформулировать цели, которые преследуются, и задачи, которые будут решаться. А именно:

  • Где лодка будет эксплуатироваться? Только малые и средние водоёмы? Или возможны и большие, и полноводные? А если и полноводные, планируются ли дальние переходы, когда непогода может застать врасплох?
  • Где лодка будет храниться и как транспортироваться? Будет собираться 1 раз в сезон и перевозиться на прицепе? Или в багажнике небольшого (или большого) автомобиля на каждую рыбалку? А ведь в багажник надо будет погрузить ещё и бак с бензином, и мотор, и снасти.
  • Сколько человек будет в лодке на рыбалке (1-2 рыбака или более)? Одному придётся выгружать, собирать и спускать лодку на воду, или будут помощники?
  • Какой мощности мотор будет использоваться? Вывод лодки на глиссирование обязателен? Или достаточно передвижения в водоизмещающем режиме?

И вот когда, пусть и приблизительно, ответите для себя на эти вопросы, можно и более конкретно подходить к выбору подходящей лодки.

2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОДОК ПВХ

Выбор между резиновой лодкой или лодкой из виниловых полимеров, сокращённо ПВХ, у большинства рыбаков уже не стоит. А тем более под мотор. Конечно из ПВХ! Эти лодки более стойкие к повреждениям, прочны, устойчивы перед нефтепродуктами, относительно легки, непритязательны к перевозке и хранению, и очень практичны. Внутренняя текстура воздушных баллонов таких лодок состоит из синтетических тканей — нейлона или полиэстера, реже из неопрена или хайпалона (Hypalon), покрываемых поливинилхлоридом (полихлорвинил). Отсюда и пошло такое обобщённое и упрощённое наименование — лодки из ПВХ.

Виниловые полимеры

Преимущества и недостатки ПВХ и хайпалона для изготовления лодки конечно интересны и значительно различаются. И различаются не только эксплуатационными характеристиками, но и ценой. Стоимость лодки с применением хайпалона может значительно превышать стоимость лодки из ПВХ. И такую лодку, а точнее лодку по такой цене, сложно не заметить. Преимуществ у лодок из хайпалона конечно много, хотя и ограничений предостаточно (и тяжелее, и починить сложнее). Но если лодка выбирается не для экстрима, то обычной ПВХ вполне достаточно. Тем более в большинстве магазинов по продаже лодок именно они и продаются. Их и выбираем.

2.1. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ЛОДКИ ПВХ

Правило известное. Всегда желательно, чтобы производитель любого товара, а не только лодки ПВХ, был известен своим качественным продуктом. Применительно к лодкам это означает, что при производстве лодок будут не только соблюдены все технологические процессы при её изготовлении. Не менее важно, чтобы производителем был выбран качественный, проверенный и сертифицированный материал ПВХ. Не стоит выбирать дешёвую лодку неизвестного производителя, даже если цена и очень привлекательна.

Известные компании всегда заботятся о своей репутации и используют качественные материалы. Только вот всегда возникает вопрос, как эту известность определить, например, при выборе первой лодки. Конечно есть сайты и отзывы. А есть ещё ассортимент. Как правило, известные производители, которые давно на рынке, выпускают лодки в различных категориях и в различных ценовых сегментах.

2.2. КОЛИЧЕСТВО СЛОЁВ МАТЕРИАЛА ПВХ

Опустим многочисленные споры и утверждения о том, что слоёв у ПВХ материала существует всего 3-и. А если указывается пять, семь и даже больше, то это скорее маркетинговый ход. Производители могут называть слоем и адгезивное связующее, или какое-либо специальное покрытие (для повышения огнестойкости, нефтеустойчивости и т.д.), а мы можем на это не обращать внимание. Не столь это и важно.

Количество слоев ПВХ

Главное, чтобы было указано, что материал ПВХ применяется армированный. И не важно сколько слоёв посчитали и озвучили производители или продавцы. Важно, что в материале есть корд (жёсткая сетка, синтетическое полотно). И этот корд на молекулярном уровне связан (приклеен) с верхним и нижним слоем высокоадгезивным связующим веществом. И ещё раз, лодки из хайпалона не рассматриваем — у этого материала другие параметры и характеристики. Лодки из неармированного ПВХ также. Выбираем безопасную лодку для рыбалки и активного отдыха, а не просто побаловаться около берега.

2.3 ПЛОТНОСТЬ МАТЕРИАЛА ПВХ

И этот армированный материал (ткань) ПВХ для лодок различается плотностью. Не много можно получить информации если в характеристиках лодки указана только плотность ткани и её изготовитель. Например, плотность ткани 850 гр/м2. Это много или мало? И ответ может быть совершенно разный. Многое зависит от производителя тканей ПВХ, который в зависимости от назначения лодки, выпускает материал с теми или иными физико-механическими свойствами.

Производители ткани ПВХ

И параметров, которые характеризуют эти свойства предостаточно — на растяжение, на воздуходержание, на разрыв, на стойкость к морской воде и т.д. И далеко не всегда «чем толще, тем крепче и лучше». Можно, например, сравнивать ткань плотностью 850 гр/м2 европейского производителя и ткань плотностью 1100 гр/м2 южнокорейского производителя, и увидеть, что характеристики у них могут быть и совершенно (или примерно) одинаковые. Более того, даже если сравнивать ткани одного производителя, то ткань плотностью 1100 гр/м2 будет, например, прочнее ткани 850 гр/м2 не более 10%. Потому, что увеличивается толщина только внешнего слоя поливинилхлорида, а сам корд (сетка) остаётся прежним.

Отсюда несложные выводы. Уважаемый и известный производитель лодок всегда использует ткань по целевому назначению. А значит при выборе из нескольких лодок с одинаковыми характеристиками предпочтительнее всё же остановиться на лодке с наименьшей плотностью ткани. Такая лодка будет не столько легче, сколько более эластичной (пластичной). Что далеко немаловажно при разборке и сборке в непростых климатических условиях.

Не стоит гнаться за лодками из материалов большой плотности. Существует множество отличных моторных лодок ПВХ с небольшой плотностью ткани в баллонах — 750-900 гр/м2. И это достаточно крепкие, эластичные и нетяжелые лодки. Толстая ткань ПВХ чаще обоснована только на длинных и габаритных лодках, чтобы они уверенно держали форму и не «ломались» при глиссировании. Или для изготовления надувного дна низкого давления. А при необходимости усиления лодок существуют различные донные и привальные брусы, или дополнительное бронирование.

2.4. СВАРНОЙ ШОВ ИЛИ КЛЕЕНЫЙ

Существуют разные мнения о прочности и качестве различных швов. Одни считают, что лучше сварных швов нет, аргументируя это тем, что при таком методе синтетические ткани лодки «растворяются» в месте соединения и материал становится монолитным. Швы при таком соединении наиболее прочные и ровные, так как процесс УВЧ-сварки автоматизирован. Да и вес самого клея утяжеляет лодку. Другие уверены, что и клееный шов ничем не хуже, даже и не при очень бережном отношении к лодке. А ровно или неровно, надёжно или ненадёжно — это зависит и от оборудования, и от человеческого фактора.

Но вот то, что редко можно увидеть лодку, у которой все швы только сварные, это да. Чаще встречаются лодки или с клееными швами, или комбинированные — есть и сварные соединения, и клееные швы. Всё зависит от недешёвого оборудования, которым располагает или не располагает производитель лодок.

Но клей, есть клей. В обычных условиях клеевое соединение ничем не уступает сварному. Но если эти условия значительно изменятся, например, жаркое солнце, то клеевое соединение может и подвести. Не зря же в жарких странах редко можно встретить лодки с клеевыми швами. А жара на рыбалке и у нас бывает. Но это всё в теории. Не так много у нас производителей, которые все швы сваривают. И это вполне обосновано. Клеевые швы на лодках уже доказали свои высокие эксплуатационные качества и надёжность.

Шов лодки

Поэтому, в-первую очередь, обращаем внимание на качество швов (ровные, без повреждений, нет подтёков клея по краям) и на качество материала, а затем уже на применяемую технологию. И это касается не только клеевого ли сварного соединения.

Есть ещё один параметр для швов. Производители лодок иногда указывают как эти швы собраны (изготовлены). А изготовление швов может быть встык или внахлёст. Чаще есть информация, что швы изготовлены встык. Например, «швы собраны встык и проклеены с обеих сторон основным материалом». Про то, что они изготовлены внахлёст, увидеть или узнать из характеристик лодки можно значительно реже. И этому есть причины. Швы при изготовлении встык может и не крепче чем внахлёст, но выглядят они аккуратнее.

3. ДЛИНА И ШИРИНА ЛОДКИ ПВХ

Длина лодки. Это чаще первый вопрос, который задают себе при выборе лодки ПВХ. Первый и весьма важный. Конечно в лодке хочется чувствовать себя комфортно. Всё-таки лодка для отдыха приобретается, даже если и активного, к которому можно отнести рыбалку. Поэтому и не хочется ошибиться. И длина лодки занимает важнейшее значение для этого комфорта.

Габариты лодки ПВХ

То, что указано в технических паспортах, это технические характеристики лодки. И эти характеристики не должны быть основными критериями для её выбора. Более того, они могут ввести и в заблуждение. Например, если указано, что вместимость для лодки длиной 3,2 метра — 4 человека, не стоит воспринимать это буквально. 4 рыбака, конечно, поместятся в лодку, но комфортно ловить рыбу у них явно не получится. А вот переместиться, например, с берега на берег, вполне возможно.

А значит, первое с чем или с кем необходимо определиться, это какое количество человек будет в лодке на рыбалке. Именно на рыбалке. Для обычных прогулок с семьёй и любая лодка подойдёт. И будут ли эти рыбаки на каждой рыбалке в лодке. А если и будут, то на какие снасти планируется ловить. Размашистый спиннинг или может короткие бортовые удилища.

Это важно, так от этого будет зависеть и транспортные габариты лодки, и вес, и удобство её сборки и разборки и вывод мотором на глиссирование. Для одного вполне подойдёт лодка 2,9-3,2 м. Меньше брать не целесообразно. Если, конечно, нет каких-либо жёстких ограничений или вполне определённых целей. Небольшая длина лодки часто означает и небольшой диаметр баллонов. А значит сидеть в такой лодке продолжительное время на рыбалке будет не совсем комфортно. Да и размер кокпита (внутреннее пространство) будет небольшой. А ведь надо ещё и все снасти разместить.

Но и длиннее выбирать нет необходимости. Крылатое выражение о мореходности лодки — «длина везёт», верно только при выборе из лодок с одинаковой конструкцией, одинаковыми характеристиками, но разной длины. Естественно, чем длиннее лодка, тем она будет комфортнее.  Но и про вес лодки не забываем. А чем длиннее лодка, тем и весить она будет больше. Двоим рыбакам вполне комфортно в лодке длиной 3,3-3,6 м. А вот втроём и в лодке длиной даже в 3,8 м будет не совсем удобно рыбачить. Особенно при спиннинговой рыбной ловле. Поэтому длина лодки в 3,2-3,4 м некая универсальная. И одному удобно рыбачить, и двоим возможно.

Длина и ширина лодки

Длина и ширина кокпита, т.е. полезного пространства в лодке, во многом зависит от конструктивных особенностей лодки. Длина лодки измеряется от носа лодки до окончания баллона. А вот расположение транца может как ближе к концам баллонов, так и со смещением в сторону носа. И вполне может быть, что длина кокпита лодки в 310 см, будет сопоставима с длиной лодки в 330 см. Ведь есть ещё такой параметр — диаметр баллона. Большой баллон — меньше кокпит, …или шире лодка.

Шире лодка — совсем не значит удобнее, а тем более практичнее. Конечно пространства в лодке прибавится. Но прибавиться и вес, и габариты. Да и площадь соприкосновения дна лодки с водной поверхностью увеличиться. А значит для вывода лодки на глиссирование потребуется более мощный мотор. Поэтому стандартной ширины кокпита в пределах 70 см вполне достаточно и оптимально. Для примера технические характеристики разных по конструктиву лодок уважаемого производителя, которые позволяют примерно оценить зависимость одного параметра при изменении другого:

Таблица параметров лодок ПВХ

И отметим, если лодку планируется перевозить на прицепе в собранном виде, многие параметры можно увеличивать в большую сторону достаточно свободно. Ведь трудозатраты будут складываться только из погрузки лодки на прицеп и её выгрузки. Лодка будет собираться / разбираться только один раз в сезон. Не придётся на каждой рыбалке лодку собирать и разбирать. А это тот ещё процесс!

4. ТИП ДНА (сборный пайол, НДНД, Airdeck) ДЛЯ ЛОДКИ ПВХ

Тип дна для лодки важен не только с точки зрения удобства нахождения в лодке. Тип дна влияет и на требования к её транспортировке, и на ходовые качества, и на требования к эксплуатации лодки. Существует 3 типа дна (или днища, или палубы, или пола, или слани, или пайола) для лодок из ПВХ — сборный пайол, надувное дно низкого давления (НДНД), надувное дно высокого давления (Airdeck):

4.1. СБОРНЫЙ ПАЙОЛ

Жесткое дно (пайол) чаще изготавливается из водостойкой фанеры или алюминия (реже — из стеклокомпозитного материала). Такое дно состоит из нескольких секций, которые соединяются или Н-образным профилем, или соединением «шип-паз» («мама-папа»). По бокам устанавливаются стрингеры, которые усиливают жёсткость всего дна. Это особенно важно для габаритных лодок с мощным мотором. Для небольших лодок с маломощным мотором, например, в 5-6 л.с., даже и для выхода на глиссирование возможно применение сборного пайола и без стрингеров. Для лодок, которые планируются использовать в водоизмещающем режиме, достаточно и простейшего пола-книжки или реечной слани.

Лодка ПВХ с пайолами

Преимущества:

  • Высокая курсовая устойчивость килевой лодки с жёстким пайолом. Именно благодаря жёсткой конструкции пайольная лодка легче управляется на воде и меньше отклоняется от курса.
  • Делимый вес. Лодка ПВХ и секции пайола находятся в отдельных сумках. Это большое удобно при транспортировке. Например, сначала в багажник грузится сумка с секциями пайола, а уже на неё сумка с лодкой. А уж на сумку с лодкой можно и мотор разместить.
  • Легко переносит жесткие условия эксплуатации и механическое воздействие. Не надо опасаться, что к подошве сапога прилипнет острый камешек, который может повредить дно лодки. Да и при передвижении или причаливания к берегу меньше опасений, что наскочим на острый камень или острую мидию и повредим лодку.
  • Высокая ремонтопригодность лодки даже в полевых условиях.
  • Нахождение сливного клапана ниже уровня пайола. А значит нет воды и меньше грязи (дождь, брызги при передвижении) в кокпите.
  • Распространённая конструкция. В продаже большое количество не только моделей лодок, но и отдельно продающихся секций пайола и соединительной фурнитуры.

Недостатки:

  • Большой вес всего комплекта. Сборный пайол, например, из ламинированной водостойкой фанеры даже в 9 мм (а есть и 6, и 12 мм) весит совсем немало. Например, для лодок 3,20 — 3,40 м вес порядка 16-20 кг.
  • Трудоёмкость при сборке и разборке секций пайола. А значит, требуется дополнительное время, знание специфики и последовательности сборки комплекта лодки.
  • Для выхода на глиссирование необходим мотор более высокой мощности, чем для лодки с НДНД (надувное дно низкого давления). Хотя оптимально подобранный комплект «лодка-мотор» может и избежать этого недостатка. Например, за счёт выбора меньшей ширины лодки — уменьшается площадь соприкосновения с водой.
  • Необходимость поддержания в чистоте мест соприкосновения слани или стрингеров с баллонами лодки. Песок и грязь могут повредить такие места. В лодках с НДНД таких мест просто нет.

При выборе пайола могут возникнуть и ещё несколько вопросов. Фанера или алюминий? А может стеклокомпозит? H-соединение или шип-паз? А если стрингеров нет? А что практичнее?

Фанера или алюминий?

С фанерой понятно. Какая бы она водостойкая не была, но набухает, расслаивается, образуются сколы. Но! Это происходит после многолетней или очень уж активной или небрежной эксплуатации лодки или брака. Высокая ремонтопригодность этих сколов и расслоений. Клей и лак вполне с такими повреждениями справляются. В крайнем случае и заменить фанерный пайол (или отдельный лист фанеры) не сложно. Выбор водостойкой фанеры достаточно широк не только в специализированных рыболовных магазинах. Но и магазинах, реализующих пиломатериалы. Или на предприятиях, занимающихся деревообработкой.

Пайолы для лодок ПВХ

А вот пайол из алюминия чаще привозной, т.е. импортный. А значит, чтобы заменить весь пол или секцию, потребуется время. В домашних условиях отремонтировать его практически невозможно. Алюминий более жёсткий, а значит там, где фанера амортизирует, алюминий может и не выдержать. Но это больше касается качества материала, производителей и необходимости отслеживания рекомендованного давления в баллонах и киле лодки. При правильной эксплуатации сломать качественный алюминиевый пайол непросто.

Пайол лодки из алюминия смотрится конечно красиво. Хотя поддерживать его в чистоте тоже непросто. Алюминий не боится царапин, сколов, расслоений, не разбухает от влаги. Но лодки с пайолом из алюминиевых секций стоят дороже (примерно на 10-15%). Алюминиевый пайол холоднее, быстро остывает на воде. Если сравнивать алюминиевый пайол (комплект) с фанерным по весу, то чаще фанерный пол из 9 мм фанеры будет легче алюминиевого. Если фанера 12 мм, то такой пайол будет чуть тяжелее алюминиевого. В качестве примера (лодка килевая Пилот 340):

Вес пола лодки ПВХ

Трудоёмкость сборки / разборки лодок с фанерным или алюминиевым пайолом соизмерима. Чаще трудоёмкость будет зависеть от конструктива соединения секций пайола и применения количества стрингеров (2-а или 4-е). …И ещё. Такой пайол более шумный при перемещении по нему в лодке и …бликует на солнце. А это может быть весьма критично для рыбаков-охотников. Хотя защитный коврик может эти недостатки и уменьшить.

А может стеклокомпозит?

Стеклокомпозит (стеклопластик). Материал современный и высокотехнологичный. Основные его преимущества — легкий, крепкий и не впитывает влагу. Пайол из стеклокомпозитного материала легче фанерного и соизмерим с алюминиевым при аналогичной толщине. Материал хорошо амортизирует и не теряет своей формы при нагрузке и длительной эксплуатации. Т.е. этот инновационный материал вобрал в себя достоинства как фанеры, так и алюминия. И, казалось бы, что вот материал, который пришёл на смену фанерным и алюминиевым пайолам. Совсем нет. Материал может только конкурировать, но не заменить пайолы из фанеры и алюминия. По крайней мере, пока. И тому есть множество причин.

Пол лодки из стеклокомпозита

Да. Пайол из стеклокомпозита лёгкий. Но мы же не пайол выбираем, а выбираем лодку, в которой этот пайол находится. А на вес лодки влияют множество других параметров — и размер лодки, и плотность ткани, и размер баллона и т.д. Да и конструктивные особенности самой лодки не менее важны. Не всегда по конструктиву лодка со стеклокомпозитным пайолом, транцем и банками соответствует предъявляемым требованиям покупателя. И конечно цена такой инновационной лодки отличается в большую сторону. И это естественно. Стеклокомпозит сложен в производстве, он не массово применяется, что не может не влиять на цену.

Пайол (банки, транец) из стеклопластика конечно крепок и надёжен. Но вероятность повреждения всегда есть, и не только у пайола. И в случае его повреждения не обойдись без сложного процесса его восстановления. Стеклокомпозитные материалы не распространены и нелегки в обработке. Поэтому, в случае значительных повреждения стеклопластиковых элементов лодки, всё взаимодействие по восстановлению только с производителем. В отличие, например, от той же фанеры.

Соединение секций пайола H-типа или «шип-паз»?

H-соединение — это бюджетный вариант соединения секций фанерного пайола. Вариант, когда незащищённые рёбра (торцы, кромки) фанерных секций активно контактируют с жёстким алюминиевым H-профилем. Вероятность их повреждения при сборке или разборке лодки, а затем и разбухания, очень высока.

Соединение Н-типа

Особенно актуально, если, например, рыбалка длится несколько дней при ненастной погоде. Вода в лодке приведёт пусть и к небольшому, но неминуемому разбуханию даже водостойкой фанеры. И чем активнее будет эксплуатироваться лодка с таким пайолом при таких рыбалках, чем больше будет на торцах секций повреждений, тем чаще и больше фанера будет набухать и тем больше она будет повреждаться.

Соединение шип-паз

Поэтому выбор конечно за конструкцией пайола, который менее подвержен такому недостатку. А именно за соединением «шип-паз». Конструкция более надёжна и проста, хотя и несколько дороже. Различия небольшие, но существенные — на каждой секции установлен профиль определённой конструкции. Он позволяет не только защитить торцы секций, но и облегчает сборку всего пайола. Особенно на стадии окончательной сборки последней секции.

4.2. НАДУВНОЕ ДНО НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ (НДНД)

Такое дно состоит из нескольких баллонов с перемычками (переборками) внутри. Способ крепления таких переборок у разных производителей может значительно различаться. И более того, защищаться авторскими патентами. НДНД конструкция сложная и во многом определяет жёсткость всей конструкции лодки. Различия в конструкции НДНД можно увидеть даже при поверхностном осмотре лодки. У одних производителей баллоны дна более выпуклые, у других — менее. У некоторых лодок есть дополнительный защитный слой, у других — нет.

Лодка с НДНД

И конечно выбирая НДНД, стремятся к выбору баллонов дна менее выпуклых и покрытых каким-либо дополнительным защитным слоем. Хотя приобретение защитного коврика для лодки с НДНД стало уже обязательным.

Преимущества:

  • Простота сборки и разборки лодки. Хороший электронасос позволит подготовить лодку для спуска на воду за незначительное время.
  • Комплект легче пайольной.
  • Для выхода на глиссирование требуется мотор меньшей мощности.
  • Скорость при глиссировании немного выше (3-5 км/час) при одинаковых габаритах с пайольной.
  • Расход бензина при одинаковых моторах ниже у лодок с НДНД.
  • Меньше брызг при глиссировании, а значит меньше брызг попадает и в лодку. Лодка с НДНД глиссирует на днище (лодка с пайолом глиссирует на баллонах). Уменьшить этот недостаток для лодки с пайолом возможно установкой носового тента.
  • Легче (мягче) проходят волну на водоёме. Особенно важно при резком изменении погодных условий.
  • Более безопаснее на воде за счёт дополнительной воздушной камеры (дна).
  • Небольшая осадка. А значит более подходит для преодоленья мелководья.

Недостатки:

  • Комплект габаритнее пайольной и неделимый. Лодка находится в одной сумке, что накладывает значительные ограничения при транспортировке лодки. Да и вес у такой сумки немаленький для её погрузки. Особенно одному и в багажник автомобиля.
  • Дно легко повредить. Этот недостаток частично можно устранить, если на дно постелить дополнительную защиту. И значительно уменьшить, если ещё и нижнюю часть дна лодки покрыть специальной защитой (бронирование дна).
  • Уменьшается глубина кокпита. Хотя и не всегда! Современные по конструктиву лодки с НДНД такого недостатка лишены. Чаще это достигается за счёт поднятия уровня приклеивания ликтроса к баллону лодки.
  • Трудность в ремонте дна при повреждении. Такое повреждение в полевых условиях отремонтировать конечно сложно, но можно. В некоторых случаях не обойтись и без специализированной мастерской.
  • Лодки с НДНД обладают более низкой остойчивостью — противостояние внешним силам, вызывающим крен или дифферент. Это обусловлено тем, что центр тяжести у лодок с НДНД выше, чем у пайольных. Поэтому стоять, например, при ловле спиннингом, в таких лодках сложнее.
  • Проблематично использовать с мощными (более 25 л.с.) моторами. Может не хватить жёсткости всей конструкции, особенно длинной лодки. И лодка будет «ломаться» — подгибаться днище.
  • Контроль за избыточностью давления днища лодки. Хотя контролировать избыточность давления, особенно в жаркую погоду, необходимо и в баллонах пайольной лодки. Частично устранить такой недостаток возможно выбором лодки НДНД со стравливающим клапаном. Но тогда придётся контролировать работоспособность и самого клапана.
  • Лодки с НДНД дороже лодок с пайолом. Но меньший расход бензина при их использовании с мотором может эту разницу со временем и компенсировать.

4.3. ДНО ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (AIRDECK)

Лодки с дном Airdeck дороже лодок со сборным пайолом и лодок с НДНД, менее распространены и менее востребованы. И именно из-за применения дна высокого давления. Такое дно состоит из 2-х слоёв ПВХ, соединённых большим количеством капроновых нитей. Рекомендуемое давление — 0,8 атм (800 мБар). Что почти в 2-3 раза превышает рабочее давление дна у лодок с НДНД — 0,3-0,35 атм (300-350 мБар). Т.е. обязателен или специализированный механический, или двухступенчатый электрический насос, который способен накачать дно до давления в 0,8 атм (800 мБар). Такое высокое давление обычным насосом-«лягушкой» не достичь. После накачивания дно приобретает прочность соизмеримую с жестким пайольным дном.

Дно лодки Airdeck

Лодки с дном Airdeck имеют хорошие ходовые характеристики, хотя и уступают лодкам с жёстким дном по управляемости и курсовой устойчивости. И чем длиннее лодка, тем выше предъявляются требования к дну Airdeck. Ситуация, когда такое дно может не держать форму и «ломаться» при выходе в режим глиссирования, не так уж и редки. Преимущества и недостатки лодок с таким дном во многом схожи с лодками с НДНД.

У лодок с Airdeck есть и очень существенный недостаток — низкая ремонтопригодность. Повреждение такого пола в полевых условиях отремонтировать просто невозможно. Да и не в полевых условиях качественный ремонт возможен только в специализированных мастерских. Интересный вариант, когда дно Airdeck используется в качестве ещё одного дна. Например, есть и пайольное дно из влагостойкой фанеры и дно-вставка Airdeck. В сложных условиях эксплуатации применяем фанерные пайолы, для прогулочного варианта — Airdeck. Удобно, но дорого.

5. КИЛЬ

Конструктивно лодки подразделяются на плоскодонные и килевые (V-образное дно). Киль в лодке служит для того, чтобы лодка лучше держала курс. Курсовая устойчивость лодки необходима, чтобы лодка при движении на высокой скорости не перемещалась из стороны в сторону, легче разрезала волну, меньше на ней подпрыгивала. Киль устраняет и боковое смещение с курса при повороте лодки. Килевая лодка значительно манёвреннее плоскодонки и устойчивее. И именно из-за того, что она рассекает воду, а не скользит по ней.

Конструкция дна лодки ПВХ

Но киль необходим на лодке, которая будет эксплуатироваться с бензиновым мотором 5 л.с. и более, т.е. с мотором, который позволит выводить лодку в глиссирующий режим. Хотя и необходимо отметить, что килевые лодки несколько хуже выходят на глиссер и это необходимо обязательно учитывать при подборе комплекта «лодка-мотор». Чем выше будет скорость лодки, тем ощутимее будет эффект от киля. А вот если лодка будет использоваться или с маломощным мотором, или только на вёслах, или с электрическим мотором, то киль не нужен. Да и стоят килевые лодки дороже плоскодонок.

6. КРЕПЛЕНИЕ БАНОК (СИДЕНЬЕ)

Крепление банок (сиденье) может быть или фиксированным, или применяется система «ликтрос-ликпаз». С фиксированным креплением банок понятно — сиденье вставляется в паз на баллоне или фиксируется к нему иным путем (болты или верёвки). Просто, крепко, но не универсально. Система «ликтрос-ликпаз» более интересна, и не только для небольших лодок ПВХ. Она позволяет регулировать размещение банок в лодке, а значит более удобно расположиться в лодке.

Крепление сидений в лодке ПВХ

И не только! Существует множество различных приспособлений и устройств, которые возможно прикрепить/разместить в лодке с помощью этой системы. Это различные держатели удилищ, эхолотов, столиков, подставок и т.д. Конечно возможно и приклеить к баллону лодки такое крепление. Надёжно, но опять же — не универсально. Выбрать оптимальное размещение того или иного рыболовного аксессуара при изменении рыболовных условий, не всегда и получится.

7. МОТОР

Выбор подходящего мотора — это отдельная история, которая требует отдельного разбора. Но можно и кратко. Если лодка ПВХ будет эксплуатироваться в водоизмещающем режиме, то мотор подойдет самый маломощный в 2-3 л.с. Его будет достаточно, чтобы заменить вёсла. Да и лодку с такими мотовёслами можно подобрать соответствующую. Например, с навесным транцем и полом-книжкой или реечной сланью. Вполне приемлемый вариант для спокойных и небольших водоёмов. И собирается легко и в любой автомобиль помещается.

Если водоем не всегда спокойный, да и рыбалка, хоть и изредка, но планируется на больших водоёмах, то можно рассмотреть моторы в 5-6 л.с. Такие моторы уже позволяют подобрать небольшую лодку ПВХ, которая выйдет на глиссирование с одним рыбаком. Да и вес, и габариты у таких моторов не столь велики, чтобы с ними возникали трудности при их транспортировке. Только обязательно учтите при выборе лодки, что не каждый мотор в 5 л.с. выведет её на глиссер. Очень многое зависит и от конструктивных особенностей лодки, и от веса рулевого вместе с поклажей, и даже от их размещения в лодке.

Мотор для лодки ПВХ

С более мощными моторами задача не упрощается. Есть некая условная формула — 1 л.с. на каждые 30 кг общего веса, т.е. вес и лодки, и пайол, и пассажиров, и груза в ней. Формула условная и позволяет только лишь весьма приблизительно ориентироваться с выбором мощности мотора. И конечно нельзя не учитывать, что чем мощнее мотор, тем он тяжелее, да и дороже. …А есть еще и 2-х тактные, и 4-х тактные. И вполне может оказаться, что не мотор необходимо подобрать под лодку. А наоборот.

А вот фирму — производителя моторов выбирайте из возможности не только сервисного обслуживания, но и возможности ремонта. Бензиновый мотор технически сложное устройство. И при возникновении, например, какой-либо «плавающей» неисправности, найти и устранить её будет весьма непросто. Поэтому и не стоит отдавать предпочтение самым дешёвым вариантам неизвестных или малоизвестных производителей.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошая лодка из ПВХ — это всегда удачный баланс различных характеристик и конструктивных решений. Но только всегда учитываем, что этот баланс может быть удачен только для вполне определённых задач и возможностей выбирающего. И эти задачи, и конечно возможности, которые решаются при выборе лодки из ПВХ, у разных людей могут значительно различаться.

Удачной рыбалки!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий